Новости
12 августа 2017, 09:51

Исторический съезд

В Татарстане прошел форум для учителей истории и обществознания

Около тысячи педагогов со всего Татарстана стали делегатами I Республиканского съезда учителей истории и обществознания.

Организаторы (а это Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета при поддержке Министерства образования и науки РТ, региональное отделение Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, отделение Российского исторического общества в Казани и Институт развития непрерывного образования) рассчитывают, что подобные встречи теперь будут проходить регулярно – пусть хотя бы в формате веб-семинаров. И это актуально, ведь с 2020 года ЕГЭ по истории в российских школах обещают сделать обязательным экзаменом.

В ОЖИДАНИИ 2020-­ГО

Пленарное заседание съезда состоялось на второй день его работы, а в первый день в большом зале казанского УНИКСа педагоги предметно обсуждали актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМов для ЕГЭ и ОГЭ  Татьяна Лискова сетовала, что многие школьники считают экзамен по обществознанию легким – не физика, мол, «наболтать» что-нибудь от себя всегда можно…

Открывая эту часть форума, первый проректор КФУ Рияз Минзарипов отметил, что история и обществознание – предметы, крайне важные в деле не просто обучения молодежи, но воспитания у нее гражданских чувств. «Современные вызовы требуют формирования нового исторического мышления у молодого поколения», – заметил Рияз Минзарипов, добавив, что в новых условиях школьное историческое и обществоведческое образование – нечто большее, чем просто учебный предмет, оно позволяет молодежи понять, какими титаническими усилиями создавался современный мир, ощутить себя связующим звеном между прошлым и будущим поколениями.

В первый день работы съезда много внимания уделили проблемам обществознания. Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМов для ЕГЭ и ОГЭ по этому предмету Татьяна Лискова сетовала, что многие школьники считают экзамен по обществознанию легким – не физика, мол, «наболтать» что-нибудь от себя всегда можно… Между тем тут множество разделов – и философия, и экономика, право, социология, политология… Неудивительно, что этот самый популярный из всех сдаваемых по выбору предметов никогда не давал много стобалльников. В этом году, например, их было примерно 0,04 процента от 350 тысяч сдававших. И это еще считается приличным результатом – обществознание нынче сдали успешнее, чем в прошлом году: 142 стобалльника против 59.

 Рияз МИНЗАРИПОВ, первый проректор:

В новых условиях школьное историческое и обществоведческое образование – нечто большее, чем просто учебный предмет, оно позволяет молодежи понять, какими титаническими усилиями создавался современный мир, ощутить себя связующим звеном между прошлым и будущим поколениями.

Также Татьяна Лискова посетовала на не слишком хорошую обратную связь сдающих и их педагогов с разработчиками и экспертами. Ведь есть официальный сайт ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), где четко прописаны все критерии, по которым оцениваются работы, где представлены официальные демо-версии экзамена, разбираются типичные ошибки, допускаемые школьниками. Наконец, через него можно быстро связаться с разработчиками КИМов в случае, если обнаружатся какие-то ошибки или опечатки в бланках. Но некоторые учащиеся, столкнувшись с каким-либо недоразумением или не согласившись с критериями оценок, пишут жалобы не куда-нибудь, а сразу в ООН! Лискова призвала татарстанских педагогов, а также экспертов, проверяющих местные работы, теснее сотрудничать с федеральными коллегами, заранее присылать свои предложения и замечания, благо все планируемые в экзамене изменения заблаговременно выкладываются в Сеть.

ЕГЭ по истории также обсуждали в первый день съезда, отметив, что хотя результаты по нему вроде бы у Татарстана в последний год выросли, но сдававших-то стало меньше – многие просто боятся этого предмета. И это неудивительно: экзаменационные работы показывают, что у наших старшеклассников отсутствуют необходимые для успешной сдачи навыки установления причинно-следственных связей, логического мышления, выделения из текста значимой информации, они не умеют определить характерные признаки событий и явлений… А уж с картами, другим иллюстративным материалом очень многие и вовсе работать не умеют. С учетом того, что историю с 2020 года планируют наравне с русским языком и математикой сделать обязательным экзаменом, все это вызывает тревогу.

К ТРУДНОЙ ТЕМЕ – С НОВЫМ ПОДХОДОМ

Много говорили об истории и на второй день съезда, который прошел в Елабужском институте КФУ. На пленарном заседании много внимания уделили истории как таковой. Обстоятельное выступление директора Института российской истории РАН академика Юрия Петрова было в основном посвящено революции 1917 года, столетие которой будет отмечаться осенью.

Но вначале Юрий Александрович подчеркнул, что академическая наука не стоит в стороне от образовательного процесса. Например, основной труд по подготовке единого учебника взяли на себя академические историки, в том числе сотрудники возглавляемого им института. Сам Юрий Петров стал ответственным редактором учебника по истории Татарстана и татарского народа. Он отметил, что это важная форма сотрудничества, поскольку прежде учебники по региональной истории лишь проходили экспертизу института, а сейчас есть возможность вносить в них корректировки сразу по ходу работы.

Отметим, что Юрий Петров входит в оргкомитет, разрабатывающий план мероприятий, связанных со столетием революции 1917 года. Программа широкая, готовится много научных публикаций, выставок в разных регионах России. Сегодня в сознании россиян сохраняется двойственное отношение к событию. Присутствует как прежняя апологетика советских времен, так и противоположная точка зрения: революция есть абсолютное зло. Задача историков, отметил Петров, непроста: сформулировать научное отношение к тем событиям, исходя не из идеологических доктрин, а из их роли для нашей страны.

– Конечно, это громадная травма, которая, как шрам на теле человека, долго не заживает, и отголоски ее в общественном сознании звучат до сих пор. Тем не менее столетие – хороший повод, чтобы попробовать подвести некоторые общие итоги, – полагает академик.

Экзаменационные работы показывают, что у наших старшеклассников отсутствуют необходимые для успешной сдачи навыки установления причинно-следственных связей, логического мышления, выделения из текста значимой информации, они не умеют определить характерные признаки событий и явлений…

Он также отметил, что все больше приживается термин «Великая российская революция», а также обозначил некоторые темы, вызывающие наибольшие споры. Например, были февральские события стихийными или же это результат действий заговорщиков? Был ли Ленин германским шпионом? По мнению историка, имел место социальный взрыв из-за внутренних конфликтов: революцию в России организовать на чьи-либо деньги невозможно. И Ленин иностранным агентом не был. Он брал деньги, и, вероятно, немалые, но без каких-­либо инструкций. Скорее, это он использовал немцев в своих целях, чем плясал под их дудку. Конспирологических версий сейчас транслируется много, но большинство историков относятся к ним скептически, подчеркнул Юрий Петров.

Также он обозначил как установленный исторический факт то, что мусульманское население России после революции не вынашивало сепаратистских планов, так как оно уже было глубоко интегрировано в ткань общероссийской государственности.

К революции, повлекшей за собой Гражданскую войну, академик призвал относиться как к национальной трагедии, в которой виноваты все стороны. И столетие революции не нужно праздновать: основной тональностью мероприятия должно стать покаяние.

Кстати, для учителей подготовлено пособие по теме революции как по «трудному» вопросу.

Евгения ЧЕСНОКОВА, Марина СЕЛЬСКОВА, «РТ»

comments powered by HyperComments









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg