Новости
10 апреля 2018, 08:03

Как будем повышать квалификацию учителя?

Учитель встречается в школе со множеством проблем, решение которых требует серьезной методической подготовки, которую он в педвузе, возможно, в силу самых разных причин не получил. А ведь педагог должен понимать методологию современного образования, видеть палитру инноваций в деле изучения его предмета, в вопросах воспитания и развития школьников…

Поэтому и существует специальная  система повышения квалификации учителей и руководителей школ. Новые требования к школе, подготовка учеников к сложной современной жизни выдвигают новые задачи для педагогов – школа должна развивать не только память учащихся, но и, главным образом, их мышление, речь, наблюдательность, эмоционально-чувственную сферу, формировать у них умения и навыки познавательной самостоятельности. И без результативной работы системы повышения квалификации, без серьезной методической службы все эти задачи не могут быть решены. Поэтому сегодня Институт развития образования (ИРО) РТ – как никогда востребованная структура в системе образования.

В былые времена наш институт славился на всю страну. На его базе проходили семинары-совещания ректоров других институтов развития образования России, наш опыт демонстрировался в выставочном зале Института усовершенствования учителей в Москве. Коллектив института был  сплоченным и работоспособным, здесь не было случайных людей, более 70 процентов преподавателей имели ученые степени и звания.

 Работает институт в крайне тяжелых условиях:нет жилья для слушателей, не хватает аудиторий. В 2002–2003 годах институт получил площадь для строительства пристроя, была полностью разработана и согласована проектно-сметная документация. Однако позже наблюдательный совет ИРО отверг это начинание, площадь была передана другому ведомству.

В поздравлении к 70-летию института (1998 г.) Президент РТ Минтимер Шаймиев сказал: «Вы являетесь признанным центром педагогической науки и практики, ученые и преподаватели снискали себе заслуженную славу и уважение не только в Татарстане,  но и  далеко за его пределами».

Что-то похожее хотелось бы услышать и в этом году (институт готовится отметить 90-летие). Но что мы имеем сегодня?

Не зря говорят: хочешь развалить что-то – чаще меняй руководителя. За последние 13 лет в ИРО сменились шесть ректоров. Это очень влияет на положение дел. В институте появились «дистанционные специалисты», которые здесь вообще не бывают, просто занимают штатные должности и получают зарплату. Кафедра научных основ управления школой не имеет ни одного серьезного практика-управленца, а лекции для руководителей школ порой читают недостаточно компетентные специалисты.

 Есть кафедра педагогических технологий, но технологическая подготовка учителей, можно сказать, отсутствует.

Трудно что-то сказать об эффективности ученого совета, его заседания не проводились годами. А его секретарем является сотрудница, много лет проработавшая в управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. После упразднения этой службы в институт пришли еще несколько уволенных оттуда сотрудников.

Вообще, принимать на должность преподавателей людей с улицы в институте стало традицией. Поэтому неудивительно, что в школах республики есть учителя, которые в вопросах развития образования разбираются лучше, чем специалисты ИРО.

Работает институт в крайне тяжелых условиях: нет жилья для слушателей, не хватает аудиторий. В 2002–2003 годах институт получил площадь для строительства пристроя, была полностью разработана и согласована проектно-сметная документация. Однако позже наблюдательный совет ИРО отверг это начинание, площадь была передана другому ведомству. Тогда руководство наблюдательного совета пообещало предложить другие варианты улучшения материальной базы института. Прошло уже больше десяти лет, но вариантов пока не видно.

А ведь, оглядываясь на многолетний опыт работы института повышения квалификации педагогических кадров, можно отметить высокую потребность учителя в обновлении профессионального инструментария, в поиске новых подходов, оригинальных концепций и нетрадиционных образовательных технологий. Все это особенно актуально в условиях постоянного реформирования школы. К сожалению, сегодня мы часто становимся заложниками педагогической моды, порой вследствие диктата сверху пытаемся осуществлять псевдоинновации, которые зачастую так и не приносят качественных изменений. А нужны полезные инновационные решения, которые способны стать истинными механизмами развития педагогической практики. Именно эту задачу  решали кафедры – научные подструктуры института. Совместно с лабораториями они разрабатывали новые методические решения наиболее актуальных проблем современной образовательной практики. Внедрить их в работу педагога, помочь учителям преодолеть трудности этапа модернизации образования, диагностировать психологическую готовность и успешность педагогических работников – важнейшая задача ИРО.

Рашит ИСЛАМШИН, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования в 1984–2005 гг., Гульнур ТАХТАМЫШЕВА, кандидат педагогических наук, доцент ИРО

comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg